Вы здесь: Главная → Работа с дошкольниками в доигровой период

Работа с дошкольниками в доигровой период

В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО ДШИ

 

Методическая работа

Преподавателя класса фортепиано Егорьевской детской школы искусств

Енгалычевой Ирины Алексеевны

 

   

             «Зажечь, «заразить» ребенка желанием овладеть языком музыки - главнейшая из первоначальных задач педагога».

А. Артоболевская

 

Начинать заниматься с детьми музыкой нужно с самого раннего возраста. К каждому ребенку необходимо найти особый подход, суметь заинтересовать его и незаметно ввести в мир звуков, не отрывая от привычной детской жизни. И не нужно бояться, что раннее обучение «отнимет» у ребенка детство. Если занятия построить в игровой форме, то игра поможет сделать процесс обучения данной возрастной категории увлекательным и интересным, а также поможет наиболее полно раскрыть способности ребенка. Существует мнение, что способность впитывать информацию у детского мозга гораздо выше, чем у взрослого, поэтому можно не бояться перегрузить его: детский мозг быстро впитывает знания, однако, когда чувствует, что переполнен, отключается и перестает воспринимать информацию. Но необходимо помнить о том, что ребенок запоминает только то, что ему интересно.

     Работа с детьми дошкольного возраста очень ответственна, трудна и требует большого терпения, так как первый педагог закладывает фундамент будущего отношения к музыке, музыкальным занятиям и инструменту. Детский педагог должен очень многое знать и уметь, но самое главное качество, которым он должен обладать – это любовь к детям. И когда ребенок чувствует эту любовь, можно рассчитывать на хороший результат.

     Занятия с маленькими детьми будут эффективными только тогда, когда педагог опирается на знания детской психологии и физиологии. В развитии ребенка выделяют несколько периодов. Они называются критическими из-за чрезвычайной ранимости нервной системы и повышенного риска нарушения ее функции:

I период –первые два года жизни  

II период – от двух до четырех лет

III период- от пяти до семи лет

IV период – от двенадцати до шестнадцати лет

     В данной работе я хочу подробно остановиться на третьем периоде, который называют дошкольным. В этом возрасте у детей достаточно хорошо развиты моторика и речь. Они уже умеют чувствовать ситуацию, а также у них развито чувство психологической дистанции в отношениях со взрослыми. Однако нет еще достаточной самокритики и самоконтроля.

          При поступлении в школу могут возникнуть различные отклонения, связанные с недостаточной психологической готовностью к систематическим занятиям. Многие дети не могут спокойно сидеть во время урока и сосредоточить свое внимание на выполнении определенного задания, что может со стороны расцениваться как картина умственной отсталости и сниженной памяти. И в этом случае, если применять к ребенку завышенные для него требования, могут возникнуть срывы нервной системы.

         До конца 80-х годов прошлого века в музыкальные школы дети поступали в возрасте семи-восьми лет. Однако сейчас существует целый ряд различных методик, которые подтверждают, что более раннее обучение имеет больше преимуществ перед более поздним. По опыту своей работы могу сказать, что дети, обучавшиеся у меня с пятилетнего возраста, впоследствии легче и быстрее усваивали материал и добивались лучших результатов, чем дети, которые приходили в музыкальную школу с семи лет (имеются ввиду дети без психических и физических отклонений). Пятилетние дети более живые, легче идут на контакт, менее закомплексованы.

         Кроме вышеописанных психологических особенностей, в работе с маленькими детьми педагогам детских музыкальных школ необходимо опираться и на знание детской физиологии. Это поможет подготовить и развить все физиологические органы, которые задействованы в процессе игры на фортепиано: зрение, слух, осязание и моторику. При этом надо помнить, что все сенсорные системы и опорно-двигательный аппарат взаимосвязаны между собой. Если у ребенка нет зрительных затруднений и он может охватить большой объем нотного текста, это способствует более легкому слуховому восприятию. А хорошо развитое осязание подушечек пальцев снимает необходимость контролировать положение пальцев на клавиатуре. Остановимся на каждом органе подробнее.

Зрение

Очень часто причиной недостаточной трудоспособности ребенка являются проблемы со зрением. Первое, на что необходимо обратить внимание: нет ли сложностей, связанных с работой глазных мышц. Это можно сделать с помощью мяча. Если малыш, наблюдая за мячом, при отведении его в сторону, поворачивает голову, значит можно почти с уверенностью говорить, что у него недостаточно развиты глазные мышцы. Игра на фортепиано способствует укреплению и развитию глазных мышц и подвижности глазных яблок. Важно только предупреждать неоправданное движение головой. А попеременный взгляд с нотного текста на клавиатуру – это лучшая гимнастика для глаз.

    Близорукость и дальнозоркость заметить нетрудно. Дети с такими нарушениями напрягают глаза, щурятся, пытаются отодвинуться или приблизится к нотному тексту, чтобы его разглядеть. В таких случаях нужно посоветовать родителям обратиться к окулисту, так как вовремя надетые очки снимут проблему.

     Работая с маленькими детьми, педагогу необходимо учитывать еще одну важную деталь: глаза четырех - пятилетнего ребенка могут различать мелкие предметы на расстоянии 35 сантиметров. А расстояние от глаз до пюпитра на многих инструментах превышает 50 см. Выходом из такого положения может быть применение в работе более крупного нотного текста. Другим путем преодоления этого препятствия может быть следующий – начать обучение нотной грамоте с цветных нот.

Слух

      Все дети рождаются с задатками музыкального слуха, и чем раньше ребенок погружается в мир музыки, тем успешнее будет и развитие слуха. У маленьких детей еще нет хорошей координации между слухом и голосом, поэтому первое время они поют фальшиво и в этом ничего страшного нет. Для преодоления этой трудности необходимо первое время помогать ребенку подыгрыванием на инструменте или пением вместе с ним заданного отрезка мелодии. При этом надо обязательно называть высоту звука. Благодаря всему этому у ребенка будет развиваться внутренний слух, который так необходим при обучении игре на фортепиано.

Осязание

     Подушечки пальцев - один из наиболее представленных участков кожи в коре головного мозга. Чем больше в них нервных окончаний, тем сильнее их реакция на прикосновение к предмету. И ребенок, касающийся клавиши, понимает, что в его власти создать любой по красоте звук. Поэтому требование к первому прикосновению к клавишам должно сразу быть высоким, а главная задача педагога - научить ребенка культуре звука.

Движение

    Очень часто дети приходят в класс с напряженными мышцами спины и шеи, и многие из них в течение долгого времени не могут полностью расслабиться, освободиться от зажатости. При знакомстве с дошкольниками нужно проверить, нет ли нарушений в опорно-двигательной системе, и, в первую очередь, обратить внимание на осанку. Для этого существует простой способ: попросить ребенка свести лопатки к позвоночнику, чтобы образовалась кожная складка. Если эта складка ровная, значит признаков искривления позвоночника нет. Особенно важно проследить за тем, чтобы не появились признаки сколиоза в то время, когда ребенок   начнет заниматься в школе. Когда малыш уже сел за инструмент, контроль и внимание должны быть нацелены на выявление первых признаков какого-либо неудобства, чтобы в дальнейшем не возникли более сложные проблемы, вплоть до профессиональных заболеваний.

        

До начала обучения игре на фортепиано, каждый ребенок проходит этап «доигрового» периода. У одних детей он может длиться две недели, у других – два месяца и больше. Каждый педагог решает вопрос в зависимости от одаренности ученика, от того, как быстро он накопит запас необходимых музыкальных впечатлений.

Доигровой период можно строить по четырем направлениям:

1. Гимнастика.

2. Слушание музыки.

3. Развитие слуха и музыкальной памяти, ритма.

4.. Теоретические сведения

         На первой встрече с будущим учеником педагогу необходимо создать радостную доброжелательную обстановку, обеспечивающую ребенку психологический комфорт.

УПРАЖНЕНИЯ

В своей педагогической практике я использую различные упражнения, которые помогают ученику как преодолеть затруднения, вызванные нарушениями в опорно-двигательной системе, так и подготовить мышечный аппарат для игры на инструменте. В зависимости от индивидуальности ребенка, можно эти упражнения варьировать, изменять или придумывать свои. Можно эти упражнения делать под классическую музыку. Ниже я привожу некоторые из этих упражнений.

Балерина.

Чуть прогнуть корпус. На вдох подняться на носки и одновременно приподнять руки вверх, скрепить их над головой и развести в стороны. На выдохе, вместе с наклоном туловища руки свободно падают и раскачиваются до полной остановки. (Упражнение помогает распрямить туловище, научиться ощущать руки «из корпуса», а также освобождать мышцы рук от зажатости).

Палочка.

Спина прогнута. Руки свободно лежат на гимнастической палке, которая находится за спиной в подмышечных впадинах. Ребенок вращает туловище в разные стороны, не напрягая при этом руки. (Упражнение помогает держать прямо спину, предотвращает сколиоз и зажатость рук в локтевых суставах).

Мельница.

Руки и тело свободны. Вращательные движения рук в плечевых суставах, правой и левой руками попеременно и вместе, сначала вперед, затем назад. (Упражнение на снятие зажимов в плечевых суставах).

Дирижер. Ребенок дирижирует под музыку. (Упражнение вырабатывает плавность и пластичность движений).

Шейка.

Мягкими, ласковыми касаниями рук педагог осторожно помогает ребенку делать небольшие плавные круговые движения головой. (Упражнение позволяет снять напряжение с шейных мышц).

Вращательные движения.

Малыш сжимает руки в кулачки и вращает ими. При этом важно следить за локтями, которые должны, непроизвольно участвовать в движении. Плечи не подняты! Если они поднимаются, надо сделать несколько движений в плечевых суставах. Если руки в плечевых суставах вращаются плохо – начинаем с простейших упражнений: поднимать и опускать плечи. В этом упражнении важно определить – в чем состоит трудность для ребенка и, начиная с простых движений, по мере возможности усложнять их.

Для того, чтобы научить прямо держать спину, нужно делать упражнения не только для снятия напряжения с шейных и плечевых мышц, но и для укрепления мышц спины. Например, разведение рук в стороны.

Эти упражнения приучают малышей чувствовать свое тело, снимать излишнее напряжение, обращать внимание на мышечные «зажимы» и освобождаться от них.

 

Развитие слуха и музыкальной памяти

         Развитие слуха ребенка я начинаю с пения простых мелодий – попевок. Они должны быть короткими, простыми, образными и обязательно со словами.

Такие короткие мелодии дети запоминают быстро, особенно, если их играть живо и динамично. От ребенка в этот момент нужно добиваться чистого интонирования, нужного темпа, характера и точного ритма. Не надо разрешать ему петь, дробя мелодическую линию на слоги текста.

         Выбор попевок не случаен. Сначала я даю их на первые три звука гаммы, а потом диапазон постепенно расширяется до октавы.

         Когда ребенок хорошо запомнил мотив попевки, можно петь ее от разных звуков. Открыв крышу инструмента, можно показать малышу, как образуется звук. Обращаю его внимание на то, что звуки бывают низкими и высокими. Низкие звуки издаются толстыми струнами, высокие – тонкими. Играю арпеджио снизу вверх и спрашиваю, какие звуки были в начале, как движется мелодия. Затем играю арпеджио сверху вниз. Диапазон октав на арпеджио постепенно сокращаю. Так у ребенка формируется представление о звуковысотности. Играя попевки в разных октавах, обращаю внимание на окраску звука.

         На каждом последующем уроке проверяю, как ученик слышит движение мелодии. Мелодическая линия играемых фраз должна быть ясно направлена вверх или вниз.

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

         С первых уроков я играю детям доступные их пониманию разнохарактерные произведения, при этом стараюсь учить ребенка вслушиваться в музыку, вслушиваться внимательно, активно.

Слушая небольшие пьесы с программным названием (например, «Воробей» Руббаха или «Медведь» Ребикова) малыши приучаются чувствовать характер музыки, вникать в ее смысл. После прослушанной музыки спрашиваю, понравилась ли прозвучавшая пьеса, какая она по характеру, что можно под нее делать. Важно при этом всегда поддерживать собственные впечатления ребенка о прослушанном, а, если надо, незаметно поправить. На дом можно задать задание нарисовать картинку или сочинить рассказ о прослушанной музыке. Произведения для слушания постепенно усложняю.

 

Ритм

         Наиболее естественно ритмический рисунок воспринимается малышом через стихотворный текст или знакомый музыкальный материал. Использование ритмических схем позволяет детям ощущать длину нот. На различные детские стишки мы записываем палочками на доске ритмический рисунок. Длинные слоги – длинными палочками, короткие слоги– короткими. Первые ритмические стишки должны иметь более равномерный рисунок, потом его постепенно усложнять. Первые ритмические соотношения: половинка-четверть, потом четверть-восьмая. Каждая длительность должна иметь свой слог. В своей практике я использую ритмо-слоги московского педагога-теоретика В.В. Кирюшина: половинка – «тетка Бома», четверть – «Боом», восьмые – «ди-ли» (восьмых на первых этапах работы всегда по две ноты). Хорошо также на каждую длительность делать соответствующее движение: «четверть» - хлопок в ладоши, «половинка» – приседание (так как после приседания приходится вставать, дети всегда выдерживают половинку), восьмые – очередное поднятие ног.

         Вместе с длительностями сразу объясняю паузы. Здесь важно, чтобы ребенок понял, что пауза – это не перерыв в звучании, а часть мелодического рисунка.

         Для наглядности можно показать рисунок на тюлевой занавеске или красивую кружевную салфетку. На паузах тоже есть ритмо-движение: «половинка» – указательным пальцем прикрыть рот и про себя сказать ритмо-слог, «четверть» - развести руки в стороны (нет хлопка).

         После освоения ребенком ритмо-слогов и ритмо-движений, работаем по карточкам, на которых длительности изображены в разных комбинациях. По заданной ритмической схеме я играю какую-нибудь мелодию, а ребенок должен сделать на каждую длительность соответствующее ритмо-движение, либо проговорить соответствующими ритмо-слогами.

         Как итог в объяснении длительностей, даю схему соотношения длительностей. Для большей наглядности разрезаю яблоко на части.

Клавиатура

         Начинать знакомить детей с нотами лучше не с нотоносца, а с клавиатуры инструмента. Это наиболее удобный и естественный способ приобщения к нотной грамоте.

         Сначала обращаем внимание малыша на то, что на инструменте есть черные и белые клавиши. Начинаем знакомство с черных клавиш: это сразу включает в работу зрительную, осязательную и слуховую системы. Ребенок начинает ориентироваться на клавиатуре, узнавая группы из двух и трех черных клавиш (зрительная ориентация). После того, как он их увидел, начал узнавать, у него появляется желание их потрогать (осязательная ориентация). Ребенок не только видит и определяет на ощупь, какие группы находятся под пальцами, но и с их помощью находит и другие ноты. Нажимая клавиши, он слышит как они звучат (слуховая ориентация). Это впоследствии позволит удерживать в поле зрения нотный текст, не отвлекаясь на поиски клавиш глазами и подключать слуховой контроль.

         Для закрепления осязательной ориентации можно поиграть с ребенком в игру – находить группы из двух и трех черных клавиш с закрытыми глазами или с чуть опущенной крышкой инструмента.

         Большую помощь в работе по изучению клавиатуры мне оказывают сказки-мифы, написанные В.В. Кирюшиным. Они позволяют в доступной форме освоить данный материал за довольно короткий срок. В одной из таких сказок «Про Мишку Форта» рассказывается о том, что около двух черных гор (группы из двух черных клавиш) жил-был МИшка (нота «ми»). Однажды он переплыл реку, по берегам которой росла большая РЕпа (нота «ре»), и попал в ДОм (нота «до»), где жил старый дед. Черные горы утром казались высокими и назывались ДоДИ и РеДИ (до диез, ре диез), а когда вечером на них опускался туман, они казались ниже и назывались Мибель и Ребель (ми бемоль , ре бемоль). Так в доступной форме дети получают представление о знаках альтерации.

         После знакомства с тремя белыми клавишами около группы из двух черных, пробуем находить их в разных октавах по всей клавиатуре, раскладывая при этом картинки в размер клавиши с изображением героев сказки.

Если я вижу, что ребенок хорошо освоил эту группу нот, переходим к изучению нот около группы из трех черных клавиш. Рассказываю сказку дальше: дед с Мишкой подружился и предложил ему пожить у него в доме и помочь по хозяйству. Весной они посадили репу. Когда пришло время собирать урожай, оказалось, что репы уродилось много и пришлось ее везти на ФАбрику (нота «фа»), чтобы засолить. Но вдруг поднялся сильный ветер – это прилетел трехглавый Дракон (группа из трех черных клавиш), у которого был СИний хвост (нота «си»). Средняя голова Дракона называлась СОЛЬдиЛЯбушка (соль диез, ля бемоль) и была любимой. Дракон принялся жадно есть репу. Мишке с Дедом стало жаль собранного урожая и они стали сражаться с Драконом. Но силы были неравными и тогда они позвали на помощь своих друзей – солдата и ласточку, которых за маленький рост прозвали «СОЛЬдат» (нота «соль») и «ЛЯсточка» (нота «ля»). СОЛЬдат стал размахивать саблей, а ЛЯсточка клевать Дракона в любимую голову. Такого отпора Дракон не ожидал и улетел к себе домой.

         После знакомства со всеми нотами, раскладываем клавиши- картинки сначала в первой октаве, а потом по всей клавиатуре. Дома дети рассказывают сказку своим родителям и друзьям, раскладывая на инструменте клавиши-картинки.

Октавы

         Одновременно с изучением нот на клавиатуре изучаем и октавы. На данном этапе работы, чтобы выработать у малыша четкие представления об октавах, я использую картинки с изображениями различных животных, образ которых подходит по тембру и высоте каждой октавы. Картинки крепятся на инструменте сверху, напротив своей октавы. Такая наглядность позволяет малышу быстро ориентироваться в клавиатурном лабиринте. Так у нас с детьми получилось:

       

первая октава     -        лиса

         вторая октава     -        зайчик

         третья октава      -        птичка

         четвертая октава          -        комарик

         малая октава       -        волк

         большая октава -        медведь

         контроктава        -        слон

         субконтроктава -        динозавр

 

Каждый урок мы раскладываем клавиши-картинки в разных октавах, сначала подряд, а потом вразбивку. Для восприятия на слух я исполняю детям знакомые мелодии-попевки в разных регистрах клавиатуры, а они узнают, какой зверек ее «поет».

Расположение нот на нотоносце

         Для знакомства с положением нот на нотоносце я использую разноцветные круглые магниты и магнитную доску, на которой изображены два нотных стана. На верхнем нотном стане, в скрипичном ключе линейки - розовые, а на нижнем, в басовом – черные. При таком наглядном варианте дети не будут смущаться от того, что на одинаковых линейках пишутся разные ноты. Ноты первой, второй, третьей и четвертой октав пишутся на верхнем нотном стане, а ноты малой, большой, контр- и субконтроктав – на нижнем.

         Начинаем изучение нот на нотном стане с первой октавы скрипичного ключа. Каждая нота имеет свой цвет, соответствующий клавише-картинке. Так у нас с детьми получилось:

«до»      - красная (как крыша дома, в котором живет Дед)

«ре»      - желтая (репа)

«ми»      - коричневая (Медведь)

«фа»     - розовая или сиреневая (Фабрика звезд)

«соль» - зеленая (как форма Солдата)

«ля»      - черная или белая (ласточка)

«си»      - синяя (хвост Дракона)

 

         Чтобы дети быстрее запоминали положение нот на линейках, можно ассоциировать нотный стан с пятиэтажным домом, где на этажах и между этажами живут герои нашей сказки. И при этом мы сочиняем истории для подсказки. Например, МИшка - большой и грузный, ему тяжело подниматься по лестнице, поэтому он живет на первом этаже. А РЕпа живет под землей, поэтому находится под первым этажом. ЛЯсточка свила гнездо на окошке между вторым и третьим этажами и все время залетает к СОЛЬдату на второй этаж в гости.

         Можно узнать, на каком этаже живет сам ребенок, его друзья и родственники и дать названия этим этажам по названию нот. Очень часто дети сами придумывают всякие истории и подсказки. Инициативу надо поощрять и принимать во внимание, так как она способствует развитию образного мышления.

          Для закрепления данного материала у меня есть два набора карточек: на одних карточках изображены цветные ноты, на других – черно-белые. Я показываю, например, ноту «ми» в цветном изображении, а ребенок должен найти ее в черно-белом, или наоборот. На дом можно задать писать ноты первой октавы цветными карандашами в нотной тетради.

Объединяя весь материал, играем с ребенком в своеобразное лото: я достаю из коробки клавишу-картинку, а ребенок должен

- найти данную ноту на карточке в цветном изображении

- найти эту ноту на карточке в черно-белом изображении

- прикрепить на магнитную доску цветной круглый магнит

- найти ноту на инструменте, нажать клавишу и спеть ее

- правильно положить на инструмент клавишу-картинку.

 

Затем беру следующую картинку и мы проделываем то же самое. Играем так до тех пор, пока все картинки не окажутся на своем месте на инструменте. Если в процессе игры ребенок где-то ошибается, то я убираю клавишу-картинку обратно в коробку, чтобы ее еще раз достать. Игру можно начинать как с карточки с цветной нотой, так и с черно-белой, или же с ноты на инструменте, или же с цветного магнита. Порядок игры лучше все время менять для достижения более стойкого результата.

                   Постепенно цветные ноты заменяются черно-белыми. Разбиваем звукоряд на две группы: вокруг двух черных клавиш (от «до» до «ми») и вокруг трех черных клавиш (от «фа» до «си»). На первую группу проделываем ряд упражнений, используя эти ноты в разной комбинации.

 

Задача состоит в следующем:       

         - быстро назвать группу

         - сыграть и спеть данные звуки.

После первой группы белых клавиш то же самое проделываем со второй группой нот.

 Так дети быстро запоминают положение ноты первой октавы на клавиатуре и нотоносце.

После того, как ребенок хорошо освоился с положением нот на нотном стане и клавиатуре в первой октаве, прибавляем ноты второй октавы.

         Ноты басового ключа изучаем в обратном направлении от ноты «до» и прикрепляем цветные магниты на нижнем нотном стане с черными линейками.

Посадка за инструментом

Огромное значение в процессе обучения ребенка игре на фортепиано играет посадка за инструментом и постановка рук. До первого прикосновения ребенком к клавишам инструмента позанимаемся гимнастикой. Для каждого упражнения можно придумать название, которое можно менять в зависимости от возраста и характера ученика. А чтобы упражнение было более интересным, превращаем его в игру.

Упражнение 1. «Кукла в витрине». Сидеть, как кукла на витрине (до 20 сек.), а затем расслабиться (5-10 сек.)

Упражнение 2. «Сломанная кукла».   Исходное положение – кукла в витрине. Покачать туловищем с прямой напряженной спиной вперед и назад. Затем расслабиться – завод кончился.

Примечание. Эти упражнения делать сидя на стуле за фортепиано, опираясь на ноги (ноги должны стоять на подставке), руки свободно лежат на коленях.

          Упражнение 3. «Подснежник». Педагог играет пьесу П. Чайковского «Подснежник». Ребенок сидит на стуле, руки свободно лежат на коленях. Первая фраза – «подснежник растет» - правая рука плавно поднимается и опускается. На протяжении всего упражнения кисть висит расслабленная, как цветок подснежника. Вторая фраза – проделать то же самое, левой рукой. Третья фраза – поднимаются обе руки с покачивание вверху расслабленными кистями.

Упражнение 4. «Лифт». Ребенок поочередно поднимает и опускает руки. Сравнить это с движением двух лифтов в доме. Постепенно упражнение усложняется:

а) опускаем руки на расслабленные кулачки                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

б) опускаем руки на первый и пятый пальцы

в) опускаем руки на каждый палец отдельно

         Приступая к этапу занятий за инструментом, следует позаботиться о правильной посадке ученика. Корпус должен иметь две точки опоры (на сиденье и на ноги). Если ноги ребенка, сидящего за инструментом, не достают до пола, то обязательно под них нужна подставка. Высота сидения определяется положением локтя (он должен находиться чуть выше уровня белых клавиш). Спина прямая, с небольшим наклоном вперед. Затем следует научить ученика нести руку на клавиатуру. А.Д. Артоболевская рекомендует перед игровым движением класть свободную кисть малыша на маленький резиновый мячик, чтобы рука, полежав на нем, приняла форму «свода», стала обтекаемой, как купол. Перед тем, как опустить руку на клавиши, надо показать ребенку, что локоть следует слегка отводить в сторону, чтобы он оказался выше запястья. Пальцы не должны «валиться» набок, продавливаться и прогибаться в фалангах. Перед взятием звука рука слегка поднимается над клавиатурой и плавно опускается на заданный палец при собранном положении всех остальных пальцев. Опорой всей руки служит играющий палец. При взятии звука ученик внимательно прослушивает звучание фортепиано, потом мягко и плавно, не отрывая пальцы от клавиатуры, поднимает руку, начиная с запястья.

         Современная методика рекомендует начинать с игры «нон легато». При этом приеме вся рука вводится в действие, устанавливается координация между рукой и пальцами и пока еще не надо заботиться о взаимной координации работы пальцев. Сначала ученик играет пьески одним пальцем. Наиболее оптимальный порядок освоения пальцев – третий, второй, четвертый, пятый, первый. Через некоторое время играем те же мелодии разными пальцами.

         Начальные пьесы играются каждой рукой отдельно, но потом их можно повторять двумя руками через одну или две октавы. Важным условием первого игрового движения «нон легато» является точность опускания конца пальца, его погружение в клавишу и ,особенно, слуховое внимание к ясности и устойчивости звучания. Следует с первых уроков приучать ребенка слушать звук с момента его взятия и до самого конца. Такое вслушивание в протяженность звука, лежащего в основе первых упражнений в медленном темпе, научит отличать полный красивый звук от жесткого, толчкового, поверхностного. В игре не должно быть хлопанья, толкания и стука по дну клавиши. Таким образом, посадка за инструментом – важный момент в обучении игры на фортепиано.

         Однако дети нас не поймут, если мы просто будем делать им замечания или давать взрослые советы: как сидеть, как держать руки, как ставить пальцы и подобные. Более того, это утомительно и скучно. Все дети знают сказку о золотом ключике. Петербургский педагог Т.Б. Юдовина-Гальперина очень удачно связала эту сказку с данным этапом работы. В сказке рассказывается, что черепаха Тортила

(первый палец) очень давно поселилась в пруду (ладонь), на дне которого (в центре ладони) лежал Золотой ключик от потайной двери в каморке папы Карло (нижние мышцы спины). Со временем пруд покрылся тиной (кожа), и под этой тиной ключик и спрятался. Тортила очень добрая: она помогает своим друзьям, ухаживает за всеми, дает умные советы и все вокруг ее очень любят. Она такая большая, занимает почти весь пруд, и хоть с виду мало подвижна, на самом деле почти все время что-то делает. Черепаха Тортила очень любит голубоглазую Мальвину (пятый палец). Она такая маленькая, тоненькая, но очень самостоятельная. Часто Тортила и Мальвина подплывают друг к другу и разговаривают о разных вещах. Например, как помочь неповоротливому и упрямому Пьеро (четвертый палец). Пора ему стать, наконец, самостоятельным. Вечно он все забывает и ему все время нужно обо всем напоминать. Пьеро все время прячется за Мальвину (пятый палец) или за Буратино (3-й палец). Буратино - очень смелый, сильный, самостоятельный мальчик.

         У черепахи есть друг – проворный и ласковый щенок со смешным именем Локоток (локоть). Они (локоть и первый палец) очень привязались друг к другу и все делают вместе.

Однажды в теплый осенний вечер Тортила плыла на лепестке кувшинки по своему роскошному пруду и вдруг услышала пронзительный лай Локотка с другого берега. Локоток звал ее на помощь: он узнал, что тайна старинного пруда раскрыта!!!

Мальвину, Пьеро и Буратино преследует в своей карете грозный Карабас-Барабас (шея). А вертлявый, но очень трусливый продавец пиявок Дуремар (кисть руки), который выполняет все приказы грозного Карабаса-Барабаса, уже почти залез в пруд и хочет сачком достать со дна Золотой ключик. Сам Карабас-Барабас к пруду спуститься не может, потому что по дороге его карета сломалась. Но сломалась она, конечно, не сама по себе — ее испортил верный друг Буратино пудель Артемон (2-й палец).

Карета с Карабасом-Барабасом теперь с места сдвинуться не может — ни вверх, ни вниз. А без кареты тучный Карабас-Барабас и шагу ступить не в состоянии, так как сразу путается в своей длиннющей бороде.

Справа и слева от кареты на деревьях спрятались одноглазый кот Базилио и хитрая лиса Алиса (плечи) — они нечестные, отняли у Буратино монетки, вот теперь и прячутся. Они пытаются забраться высоко-высоко и разведать, куда убежали Буратино и его друзья.

Но в это время подул ветер (дыхание). Дует он под деревьями (подмышечные впадины) и мешает забраться повыше коту Базилио и лисе Алисе... Пусть ветер дует — он помогает Буратино и его друзьям (не надо поднимать плечи и плотно прижимать руки к грудной клетке).

Пока всю эту историю Локоток Тортиле рассказывал, Буратино и его друзья появились на берегу пруда. Куда же им спрятаться? Около пруда — Дуремар, значит им надо на другую сторону. Черепаха подплывает к беглецам и помогает им переплыть через старинный пруд к ветхому, старому домику, который стоит прямо в воде.

В этом домике они и поселились: совсем недалеко от Тортилы устроился пудель Артемон. Артемон все время занят — он домик сторожит день и ночь (дети не любят начинать играть третьим пальцем, а предпочитают указательный; но если он занят важной работой сторожа — тогда делать нечего...). Рядом с Артемоном — смелый и находчивый Буратино; потом — Пьеро, который все-таки хочет оставаться между Буратино и красавицей Мальвиной. Ну, а Мальвина, конечно, в отдельной комнатке — она же очень независимая!

Далеко-далеко от старинного пруда в своей каморке (спина) бедный папа Карло (мышцы спины) думает о Буратино и тревожится о нем. Он даже на расстоянии хочет помочь своему сыночку и его друзьям, готов заботиться о них (место поддержки нижних мышц спины), ведь только с его помощью они могут попасть в Волшебную страну звуков через потайную дверку в каморке (дети непроизвольно чуть прогибаются и подтягивают спинку — и сразу осанка!).

Затем я прошу детей помочь друзьям Буратино и поставить ножки, сделать на них упор, чтобы вовремя, по первому зову прийти к ним на помощь! Не будем поднимать плечи — иначе кот Базилио и лиса Алиса залезут на дерево и заметят, где спрятались Буратино и его друзья.

А если будем сутулится, то карета с Карабасом-Барабасом скатится к пруду...»

Так во время урока, можно в сказочной форме передать им все свои указания, все наставления по посадке, и они прекрасно все понимают и очень стараются:

«Почему у тебя Тортила лежит, она что, заболела или забыла сделать зарядку?»
«Ах, какой у тебя сильный (напряженный) Дуремар — так он попадет на дно пруда и достанет Золотой ключик!»
«А где каморка папы Карло?»
«Локоточек совсем никому не помогает».

         Сказка очень подходит для наших целей, так как Золотой ключик, спрятанный в центре ладони, образ той необходимой силы, которая дает импульс для беглости пальцев.

Подбор по слуху

         Все дети очень любят подбирать мелодии на инструменте. Обычно мы начинаем подбирать третьим пальцем, постепенно подключая все остальные.

         Помогая ребенку при подборе песенки, я ненавязчиво налаживаю игровые движения, не фиксируя на этом внимания. Подбираем сначала на белых клавишах, постепенно подключая черные. После того, как ученик сумел подобрать заданную попевку, важно проследить за тем, чтобы она ощущалась им как единая мелодическая линия, а не последовательность отдельных звуков. Подбираем мелодию сначала правой рукой, потом левой.

         На этом заканчивается доигровой период, в течение которого развивались ритмические и мелодические представления ребенка, где он пел, рисовал, слушал музыку и усваивал первые теоретические сведения.
        

 

                    

 

    

 

Список используемой литературы при подготовке

 

1. Артоболевская А. «Первая встреча с музыкой», М., «Российское музыкальное изд-во», 1996

2. Бадалян Л. «Детская неврология», М., «Медицина», 1984 г.

3. Кирюшин В. «Библиотека музыкального мифа», М., «Рудомино», 1992 г.

4. Коган Г. «Работа пианиста», М., «Музыка», 1979 г.

5. Масару Ибука «После трех уже поздно», (О воспитании детей: (Пер. с англ.) М., «Знание», 1992 г.

6. Мастер-класс.«Как научиться играть на рояле» (Первые шаги) М., «Классика XXI», 2005 г.

7. Сугоняева Е. «Музыкальные занятия с малышами», г. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002 г.

8. Тимакин Е. Воспитание пианиста, М., 1989 г.

9. Шатковский Г. «Развитие музыкального слуха», М., «Музыка», 1996 г.

10. Щапов А. «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище», М., «Классика XXI»,

2002 г.

11. Юдовина-Гальперина Т. За роялем без слез, или Я- детский педагог, СПб.

 Предприятие С.-Петербургского союза художников 1996 г

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

     ФОТОИЛЛЮСТРАЦИИ К ОТДЕЛЬНЫМ РАЗДЕЛАМ РАБОТЫ

Упражнение «Балерина»   Упражнение «Палочка»   Упражнения «Подснежник»       

                                               

 

Посадка за инструментом                    Изучение нот на нотном стане                        

                                                                                            

        Изучение ритма                                                            Игра по ритмическим картам

                                                     

 

Знакомство с интервалами