Вы здесь: Главная → Творчество Пономаренко Г.Ф.

Творчество Пономаренко Г.Ф.

Методическая работа

«Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке через творчество Г. Ф. Пономаренко»

 

Цель:

 

1.     Популяризация творчества композитора Г. Ф. Пономаренко.

2.      Формирование патриотизма, любви к культуре у подрастающего поколения.

3.      Воспитание уважения к музыкально-культурному наследию и творчеству Г.Ф. Пономаренко.

 

Задачи:

 

1..Привлечение внимания учащихся и родителей к личности композитора.

2. Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музы-ке родного края.

3. Воспитывать гражданственность и патриотизм  учащихся.

Сценарий творческого вечера

Реквизиты мероприятия

1.Экран и видеопроектор.                                                                                                

2.Микрофон для ведущей.

3.Отпечатанные сценарии.

4.Видеокамера.

5.Фотогалерея

6.Аудиозаписи.

 

Участники мероприятия

 

1.Оркестр народных инструментов учащихся и педагогов Детской школы

искусств. Руководитель В. А. Храмов.

2.Учащиеся  класса преподавателя  В. А. Храмова.

3.Солисты хора русской песни Дворца культуры им. Г. Конина.

4.Ведущие вечера - Г.Н. Ганжа, Л.А. Ермолова, В.А. Храмов.

5.Видеооператор и звукорежиссёр – Е. Д. Бирюков.

 

Место проведения концертный зал ДШИ г. Егорьевска.

 

Дата мероприятия - 20 мая 2011 года.

 

На экране слайды с фотографиями Г. Пономаренко.

 

Вступительное слово В.А. Храмова

 

         Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня мы прикоснёмся к прекрас –ному, а именно: к творчеству великого советского композитора Григория Фёдоровича Пономаренко. Я долго думал, как выстроить встречу с этим ярким композитором, как осветить его громадное творческое наследие, ведь одних только песен насчитывается около 1000, а всего сочинений свыше 4,5 тысяч! По роду своей многолетней деятельности в музыкальной сфере я вплотную связан с песенным творчеством советских композиторов, много играл и слышал песен Григория Пономаренко, но никогда не заострял вни –мание на том, насколько ценен вклад этого композитора в творческом насле-дии нашей страны. Для того, чтобы раскрыть в полной мере и красоте за -мыслы композитора, я оркестровал несколько его песен , привлёк к испол -нению их оркестр народных инструментов учащихся и преподавателей Дет -ской школы искусств и, для практического воплощения данной Методичес - кой работы, организовал внутришкольное мероприятие, посвящённое 90-летию Г. Ф. Пономаренко

 Звучит песня на стихи М. Агашиной «А где мне взять такую песню»

         Мы начали сегодняшний вечер с наиболее известной песни Григория Пономаренко на стихи Маргариты Агашиной. Россия – песенный край. Наши люди любят и умеют петь. Но особенно нам приятно сознавать, что мы жили в одно время с прекрасными композиторами-песенниками, среди которых, несомненно, выдающееся место занял великий русский композитор-песенник Григорий Федорович Пономаренко.

 

                                      Оставил ты такие песни,

                   Какими радостно дышать,         

                   Под их мелодии воскресла

                   Из пепла русская душа.

 

         Украина. Село Моровск. Среди садов и тополей ладные белые хаты на берегу Десны. Здесь 2 февраля 1921 года в крестьянской семье родился Гриша Пономаренко.

.   На всю дальнейшую судьбу Гриши оказал огромное влияние его дядя Максим Терентьевич. Маленький Гриць всей душей тянулся к дяде. И когда тот в свободное время доставал из сундука гармонь и бережно брал ее в руки, мальчик заворожено не сводил глаз с перламутровых кнопок и вдыхающего меха. Комната наполнялась знакомыми мелодиями.

         Слушать Грише нравилось всё. Больше всего пятилетнему мальчику хотелось взять гармонь в руки.

         Из года в год пристрастие к музыке росло. Когда все старшие уходили на работу в поле Гриша с волнением доставал увесистую гармонь с

зелёными мехами и начинал усердно осваивать дядин репертуар. Подбирал всё, что слышал. Помогала цепкая музыкальная память.

         На одной из вечеринок, куда был пригашён Максим Терентьевич в качестве незаменимого гармониста, случилось невероятное: как только дядя, отложив в сторону двухрядку, вышел из комнаты, шестилетний Гриць дело -вито взял в руки гармошку и заиграл плясовую.

 

Володя Соболь начинает играть на гармони «Плясовую».

 

Л.Е. В тридцатые годы в Запорожье большой популярностью пользовался профессиональный баянист Александр Кинебас. Прослушав одаренного мальчика, Кинебас сразу же согласился давать ему бесплатные уроки. Гриша занимался с воодушевлением, каждый урок становился для него новым открытием. В 14 лет Григорий начинает работать баянистом в Доме пионеров

         Шел 1938 год. Григорий Пономаренко поступил на военную службу в ансамбль песни и пляски погранвойск НКВД УССР. Здесь он пишет первую песню «По широкой улице проходили конники». В годы войны появляются «Песня о Буденном», «Песня о Ворошилове», «Бей фашистов!».

Г.Г.   Война диктовала свое. Впереди четыре тяжких года упорной борьбы на всех фронтах. И все эти годы достойно нес свою службу и ансамбль погран-войск. Григорий Фёдорович во время войны был награждён медалями: «За оборону Москвы», «За победу над Германией», орденом «Отечественной войны» 2 степени.

         В 1950 году Г.Ф. Пономаренко оставляет военную службу и работает в народном оркестре имени Осипова солистом-баянистом.

 

                   Звучит запись «Барыни» в исполнении Г. Пономаренко

 

Л.Е. Однако неизвестно, как сложилась бы в дальнейшем судьба музыканта, не будь у него встречи со знатоком русской народной песни Петром Мило –

славовым, художественным руководителем Волжского народного хора , с которым он познакомился в 1952 году в Москве. Став музыкальным руко –

водителем этого коллектива, Пономаренко знакомится с поэтами-песенни –

ками Василием Алфёровым и Вениамином Бурыгиным. (Фото Бурыгина)

 

                            Звучат на диске воспоминания В. Бурыгина.

 

Л.Е. - Надежда Маслова исполнит песню «Эх, Волга-речка» на стихи Вениа –мина Бурыгина. (Фото Алфёрова)       

Г.Г. В исполнении вокального ансамбля прозвучит песня «Ивушка» на стихи Василия Алфёрова.                                              

В.Х. (Фото Бокова) Поэт Виктор Боков (1914-2009 г.г.) На протяжении почти четырех десятилетий с именем этого русского поэта была тесно свя –

зана творческая судьба Пономаренко. Не раз его поэзия вдохновляла компо-зитора на создание ярких, легко запоминающихся произведений. Лучшие из них вошли в нашу повседневную жизнь, став поистине народными.

 

      Звучит на гармони мелодия песни «Снег-снежок» в исполнении

                                               Павла Яснева

 

Г.Г.   Из воспоминаний В. Бокова: «Ведь мы же в Оренбурге находимся! А здесь, наверное, должны быть пуховые платки. Знаешь, в Подмосковье живет моя старенькая мама, давай пошлем ей этот подарочек». А когда через несколько дней пошли на почту отослать в Подмосковье оренбургский платок, Боков тут же сел за стол и на почтовом бланке написал:

 

                                     В этот вьюжный неласковый вечер,

                            Когда снежная мгла вдоль дорог,

                            Ты накинь, дорогая, на плечи

                            Оренбургский пуховый платок…

 

(Без объявления) Звучит песня «Оренбургский пуховый платок».

 

                                      Слайды композитора

 

В.Х. «Песня – душа народа!» - гласит народная мудрость. В творчестве авто-ра «Ивушки» и «Тополей» проявились лучшие качества народной души – от-крытость и широта, искренность и сердечность. Именно таким богатством и щедростью можно объяснить то, что его песни нашли себе место в сердцах Людмилы Зыкиной, Ольги Воронец, Татьяны Петровой, Людмилы Рюминой.

 

         Звучит песня «Цветёт черёмуха» на стихи Татьяны Ивановой                              в исполнении Александры Назаркиной

 

Л.Е. Шестидесятые годы – новая страница в творческой биографии компо-зитора. В 1963 г. Григорий Федорович получает от дирекции Волгоградского тракторного завода приглашение переехать в Волгоград для работы художественным руководителем народного хора. Долголетняя работа в этом коллективе много дала одаренному музыканту. В Волгограде Пономаренко знакомится с поэтессой Маргаритой Агашиной. Данный творческий союз оказался очень плодотворным. Первая же песня «Что было, то было» в исполнении Людмилы Зыкиной быстро разнеслась по всей стране.                                                       Фото М. Агашиной

 

Звучит на аккордеоне мелодия песни «Что было, то было» в исполнении                                                 Димы Стародубова.

 

В.Х. - В исполнении Лидии Савельевой послушайте песню Григория Поно-маренко на стихи Маргариты Агашиной  «Растёт в Волгограде берёзка».

 

Г.Г.   Рождение песни. Каким оно бывает? Почему одна песня месяцами вынашивается композитором, а другая выплеснется разом, обретя такие крылья, что и времени станет неподвластна?

 

                                      Подари мне платок,

                                      Голубой лепесток,

                                      По краям голубым

                                      Золотой завиток.

                                      Не в сундук положу –

                                      На груди повяжу

                                      И что ты подарил,

                                      Никому не скажу…    

 

В.Х.  Песня «Подари мне платок» памятна Пономаренко как раз тем, что получилась она не сразу. Отступать не хотелось, а стихи Маргариты Агашиной, подкупавшие своим теплом и искренностью, требовали музыки светлой, проникновенной. Музыки, которая, могла бы затронуть самые сокровенные струны человеческой души. (Звучит песня)

 

Л.Е. В 1972 г. Пономаренко получает приглашение принять участие в фестивале «Кубанская музыкальная весна». О Кубани Пономаренко был наслышан много. Кубань представлялась ему краем певчим.

                                               Фото Г.Георгиева

В.Х. На Кубани подхватили и запели многие песни Григория Федоровича.

Произведения композитора на кубанскую тему рождались от непосредствен-ных впечатлений общения с людьми труда. В каких только уголках края не побывал он в первые годы своей жизни на юге!

 

                            Вширь полей с холмами предков,

      Где хлеба стоят, как рать,

      Ты ходил, Пономаренко,

      Чудо - песни собирать.

      Шел задумчиво и долго

      В зазвеневшей тишине

      По Уралу и по Волге,

      По кубанской стороне.

 

         Звучит на баяне мелодия песни на стихи Геннадия Георгиева                                                   «Как летела бела утка» в исполнении Александра       Феоктистова

Л.Е. На Кубани Григорий Федорович много гастролирует, пишет песни на стихи кубанских поэтов: «Казак ехал на Кубань», «Краснодарская весна», «Ой станица, родная, станица» (стихи Ивана Вараввы), «Кубаночка», «Тру-довые руки», «Посадила я сады» (стихи Сергея Хохлова), «Краснодарская улица Красная» (стихи Николая Доризо), «Не будите, журавли, вдов Рос –сии» (стихи Татьяны Голуб)  и многие другие.

Стихи Геннадия Георгиева – «Пятая – песня».        Исполняет вок. ансамбль.

                                      Слайды композитора

В.Х. Кубанская земля вдохновила композитора на сочинение таких мас –штабных полотен, как оперетты «Старым казачьим способом» и «Лебединая верность», оратория «Епистиния Степановна – мать девятерых сыновей» и «Всенощное бдение» для церковного хора, музыку к кинофильмам «Мачеха», «Безотцовщина», «Ах, осень, осень».

         Звучит на баяне мелодия песни «Ох, завьюжила, запорошила» из                           кинофильма «Мачеха» в исполнении Артёма Федонина.

         В эти же годы Григорий Пономаренко обращается к поэзии Александра Блока и Сергея Есенина. Он пишет 14 песен на стихи Есенина и 11 песен на стихи Блока. (Фото Блока)  

Александр Блок - «Благословляю всё, что было».

1.Благословляю всё, что было,               3.И ты, кого терзал я новым,

Я лучшей доли не искал.                           Прости меня. Нам быть – вдвоём,

О, сердце, сколько ты любило!                Всё то, чего не скажешь словом,

О, разум, сколько ты пылал!                             Узнал я в облике твоём.

 

2.Пускай и счастие, и муки                     4.Глядят внимательные очи,

Свой горький положили след,                И сердце бьёт, волнуясь, в грудь,

Но в страстной буре, в долгой скуке –      В холодном мраке снежной ночи

Я не утратил прежний свет.                    Свой верный продолжает путь.

Фото Есенина

Г.Г.  К проникновенным лирическим строкам Сергея Есенина, пожалуй,    самого песенного, самого любимого народом поэта обращались десятки ком- позиторов и лишь немногим из них удавалось нащупать в них свою, не пов –торимую струну. Среди этих немногих достойное место занял Григорий По –номаренко, чьи песни на стихи Есенина «Отговорила роща золотая», «Не жалею, не зову, не плачу», « Никогда я не был на Босфоре» звучат много лет. Удача композитора в том, что он великолепно сумел передать в музыке грусть поэта об утраченной молодости, о мелькнувшем, подобно падающей звезде, счастье, об увядающей с годами свежести чувств. Это близко и по –нятно каждому человеку. В нашем вечере прозвучат песни редко исполняю –щиеся, но от этого не менее прекрасные. В исполнении Владимира Акулова и ансамбля  народных инструментов ДШИ прозвучат две песни на стихи С. Есе нина: «Выткался на озере» и «Сыпь, тальянка» . (Фото Пономаренко)  

В.Х. Жизнь продолжала течь дальше, наступили 90-тые годы, распад Совет-ского Союза… Григорий Фёдорович до конца своих дней не мог осознать и принять всего того, что произошло с нашей Великой Родиной, с её культу –рой, с народной песней. «Душа болит, - говорил он незадолго до своей тра –гической гибели, - куда мы катимся, что с нами происходит? Вместо бога –той, сильной, уверенно идущей вперёд страны – нищета духа и тела, беспро –светность, вселенский позор и неудержимый откат на десятилетия». Извест –но, что люди умирают не только от болезней и трагических случайностей, но и от безысходности. У Григория Фёдоровича Пономаренко, чьё имя и твор –чество новой властью было преданы забвению, не выдержало сердце. А по –скольку он был за рулём, официально сообщили: погиб в автокатастрофе. До своего семидесятипятилетия композитор не дожил меньше месяца, трагедия произошла под Краснодаром  7 января 1996 года.          

                                   (Фото памятника Пономаренко)

                   Г.Г.   Притихли лунные поляны,

Притихли клены в вышине –

Пономаренко на баяне

Поет о милой стороне.

 

                            Из сердца звуки вынимает,

Хмельные трогает лады,

И сам совсем не понимает,

Как близко сердце от беды.

 

                            Ах, синеока, синеока,

Что может песня натворить...

И так на свете одиноко,

Когда баян не говорит!

 

                            Он шел на зов звезды в тумане

И плача сердцем, и греша.

Над степью светлою Кубани

Взлетела светлая душа...

 

                            Ах, синеока, синеока,

Что может песня натворить!

И так на свете одиноко,

Когда баян не говорит!

 

Л.Е. С уходом из жизни Григория Федоровича наше российское песенное искусство понесло невосполнимую утрату. В масштабе всей России – матушки подобные творцы рождаются в сто лет один раз.     

 

В.Х. При жизни Григорию Федоровичу были присвоены звания Народного артиста РСФСР (1985), народный артист СССР (1990), почётный гражданин Краснодара (1993), почётный член Краснодарской академии культуры (1994), почётный гражданин Нарьян-Мара (1995), лауреат премии им. К.В.Россинского (1995). Г.Ф.Пономаренко писал музыку к спектаклям, поставленным на сценах Малого театра Москвы, театров г.г. Омска, Куйбышева, Горького, Ростова, Краснодара и др. городов.

Фирмами грамзаписи СССР, России, Англии, Японии, ФРГ, Финляндии, выпущено более 30 пластинок с произведениями Г.Ф. Пономаренко, 4 компакт-диска, издано более 30 сборников песен.

После смерти композитору поставлен памятник в г. Краснодаре, открыт дом-музей, установлена мемориальная доска, присвоено имя Краснодарской филармонии, названа улица в Краснодаре, присвоено имя трём музыкальным школам Краснодарского края.

 

Г.Г.   Звенят и теперь над Россией песни, спетые нам Григорием Фёдоровичем Пономаренко. Они – душа его беспокойная, взывающая к людям о том, чтобы мы не огорчали в этой жизни один другого, любили свою землю и радовались бы каждому новому дню…

 

Л.Е. В заключение нашего Вечера прозвучит песня на стихи Олега Левицкого «Я лечу над Россией», как символ Вечно живущей Души композитора. Исполняют Людмила Кутузова и Елена Родина,

 

Музыкальные номера к творческому вечеру Г.Ф.Пономаренко

24.05.2011 год.

 


1. А где мне взять такую песню.   10. Растёт в Волгограде берёзка.         

2. Плясовая (гармонь).                           11.Подари мне платок.               

3. Барыня (запись).                        12.Как летела бела утка (баян).                 

4. Эх, Волга-речка.                        13.Пятая-песня.                 

5. Ивушка.                                      14.Ой, завьюжило (баян).                  

6. Снег-снежок (гармонь).              15.Выткался на озере…                     

7.Оренбургский платок.                16.Сыпь, тальянка

8.Цветёт черёмуха.                         17.Я лечу над Россией.   

9.Что было, то было (акк-он)

 

1 – один куплет; 2 – одна часть; 6 – один куплет; 7 – два куплета; 9 – один

куплет; 10 – два последних куплета; 12 – один куплет; 14 – один куплет.