Вы здесь: Главная → Учреждения дополнительного образования как составляющая часть системы образования

Учреждения дополнительного образования как составляющая часть системы образования

Конференция "Потенциал искусства в воспитании
современной молодежи: проблемы и перспективы";

ГБОУ СПО "Московский областной колледж
искусств и технологий", 18 октября 2013 года;

Преподаватель Соловьева Елена Юрьевна

Сегодня образованность человека определяется не столько предметными знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Поэтому образовательный процесс в школе должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и замечательных качеств личности, как инициативность, самобытность, фантазию, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.

В условиях модернизации образования РФ основная цель перед педагогом заключается в том, чтобы увидеть в каждом ученике личность активную и творческую. Научить ребенка самостоятельно добывать знания, умения и применять их на практике. В современном обществе существует потребность в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро реагировать на изменения трудовых условий, выполнять работу с оптимальными энергозатратами, способных к саморазвитию.

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебно – воспитательном процессе. Использование новых педагогических технологий, активных форм работы позволяют развивать у учащихся творческие способности, социальные навыки, умение добывать знания.

Учреждения дошкольного воспитания и обучения как составляющая часть системы образования, дополняющие структуру образования, представляют собой необычную систему поддержки детства, особый мир детского творчества, фантазии, игры, положительных эмоций, своеобразное детское общество, где ребенок с раннего возраста учится принимать решения, выбирать способ действия, строить свои отношения со взрослыми и другими детьми на основе диалога в бесконфликтном пространстве взаимоуважения.

Конечно, мы все знаем, что дети, подростки воспитываются не только и не столько в учебных заведениях, а в первую очередь в семье, на улице, т.е. в социальном окружении. И в данном процессе неоценимую роль играют разнопрофильные внешкольные учреждения, менее консервативные, чем школы, творческие по форме и содержанию работы.

Актуальность внешкольных учреждений и учреждений дополнительного образования видна в том, что они полно и ярко позволяют учащимся реализовать свои творческие способности, расширить кругозор, а также помочь в выборе будущей профессии, которая зачастую может быть связана с видом творчества.

Важность данной проблемы заключается еще и в том, что такие учреждения позитивно влияют на тех детей и подростков, которые лишены позитивного семейного влияния, ощущают психологический и нравственный дискомфорт.

Внешкольные учреждения и учреждения дополнительного образования по сути своей наиболее действенно влияют на непрерывное и осознанное духовное самосовершенствование и самоопределение детей. Занятия в них, будучи необязательными, естественно «достраивают» незаполненные промежутки непрерывного гражданского становления личности. Свобода и возможность выбора любимых занятий в учреждениях дополнительного образования положительным образом влияют на характер самоорганизации всей последующей жизнедеятельности человека, помогают более осознанно и удачно найти идеальную модель будущей профессии.

Сегодня весь МИР нуждается в радикальных изменениях, обновлении и обогащении духовной культуры, развитии новых технологий, формировании особого типа личностей, способных по новому решать сложнейшие проблемы выживания цивилизации, умеющих изобретать и творить во имя украшения собственной жизни и жизни других людей. И эта ответственная задача в полной мере возлагается на плечи молодого поколения, на тех, кто сделает жизнь интереснее и насыщеннее. Духовно – нравственные качества личности становятся непременным условием создания экономики, обращенной к человеку, появления масштабных творческих личностей, интеллигентов, а не бессловесных исполнителей.

В решении этих задач преимущество у учреждений дополнительного образования. Утвердив себя как полноценное звено в цепи непрерывного воспитательного процесса, они дают детям широкие возможности для улучшения психологического здоровья, снимают каждодневное напряжение от заформализованной школьной жизни, формируя опыт творческого поведения в повседневной жизни. Наиболее интенсивное развитие творческой и социально полноценной личности происходит не на уроке, как полагает большинство педагогов, а в сфере свободного общения, труда, игр, увлекательной деятельности.

Учреждения дополнительного образования - это такие внешкольные учреждения, которые организуют досуг детей и подростков, помогают семье и школе осуществить гармоничное развитие личности с учетом способностей, интересов и дарований. Во внешкольных учреждениях происходит процесс формирования таких важнейших характеристик полноценной человеческой жизнедеятельности, как :

--положительное отношение к собственной жизни, благодаря реализации себя как личности в любимой деятельности, соответствующей природным данным;

--способность к непрерывному творчеству и духовному самосовершенствованию;

--социальная ответственность, проявляющаяся в заботе о благополучии близких и чужих людей, в активных социальных действиях;

--культура досуговой деятельности.

Внешкольное дополнительное образование - это педагогический процесс со своими особенностями, своей организацией и оснащением, фундаментом которого являются завоевания внешкольного образования и воспитания. Дополнительное образование позволяет выстроить единое культурно – образовательное пространство всестороннего и гармоничного развития личности путем интеграции с базовым образованием.

Мастерство и культура - объективная необходимость внешкольного педагогического процесса, для различных категорий и групп населения.

Таким образом, цель учреждений дополнительного образования на современном этапе - правильная и эффективная организация свободного времени подрастающего поколения. Занимаясь в учреждении дополнительного образования, оригинально сочетающих коллективное и индивидуальное творчество, ребенок сам волен выбирать любимые виды деятельности, без страха смущения пробовать свои силы, развивать их, что дает возможность значительно опережать своих сверстников по развитости познавательно – творческих умений и способности к самостоятельности в программировании и организации будущего самообучения.

Школа и учреждение дополнительного образования - должны быть союзниками в формировании целостной личности, в воспитании социализированного, образованного, воспитанного, культурного, с развитыми способностями и талантами творческого человека. Разумное соединение школьной и внешкольной воспитательной стратегии означает начало качественно нового подхода к созиданию личности и имеет большое будущее. Задача педагогических коллективов учреждений дополнительного образования - выработать механизмы, структуры нового качества, нового содержания, бережно относясь ко всему наработанному и накопленному практикой. Важно помнить, что ребенок и подросток приходит не в кружок, а в образовательное учреждение, которое берет на себя ответственность за его развитие.

Перечисляя список внешкольных образовательных учреждений - Центр, Дворец, клуб, станция и другие, хочу выделить ШКОЛУ дополнительного образования. ШКОЛА в системе дополнительного образования детей - это система взаимосвязанных, преемственных программ одного профиля, позволяющих обучающимся освоить /самостоятельно выбрать/ тот или иной уровень образования. Как правило, такие школы решают комплексные и разноуровневые задачи поэтапной предпрофессиональной или начальной профессиональной подготовки. ШКОЛЫ отличает наличие примерных образовательных программ, ориентированных на базовые знания, навыки, умения; учебный план, учитывающий пожелания детей и родителей по созданию факультативов; организации индивидуальной работы; обязательной системы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с выдачей соответствующего итогового документа, подтверждающего полученный уровень образования.

Программы ШКОЛ могут различаться по следующим основаниям:

-- коррекционные /базовые, продвинутые/ ;

-- ступеням обучения /начальное, основное, предпрофессиональное/;

-- профилю /физико – математические, биолого – химические и т.д./.

Выделяют следующие виды ШКОЛ:

-- школа по различным областям науки и техники;

-- школа по различным видам искусств;

-- спортивная детско – юношеская школа.

Для таких школ дополнительного образования детей характерна длительная совместная творческая деятельность детей и педагогов, которая представлена совместными достижениями и традициями, особыми атрибутами и символами, наличием преемственности между ступенями обучения. У школ есть свой менталитет, закрепленный культурой, особым стилем жизнедеятельности.

Содержание учреждения дополнительного образования детей обуславливается : - его специфическими условиями; - целями и задачами; - социально – культурными и социально – экономическими факторами.

Развитие ребенка в процессе обучения в учреждениях дополнительного образования осуществляется в трех взаимопроникающих направлениях : -- личностный рост ребенка; -- совершенствование и развитие его в избранном виде деятельности, т. е. предметно – деятельной сфере ; -- повышение его функциональной грамотности.

Одним из самых массовых популярных среди детей и родителей по – прежнему является художественно – эстетическое дополнительное образование. Именно через искусство, художественное творчество приходит передача духовного опыта человека, способствующего восстановлению связей между поколениями. Его роль значительно возросла за счет создания благоприятных условий для приобщения детей к искусству в условиях образовательных учреждений : лицеев, гимназий, школ с углубленным обучением искусства, профильных художественных классов. Большими возможностями для эстетического образования детей с учетом их способностей и интересов располагают множество учреждений дополнительного образования художественно – эстетической направленности, в том числе центры народных промыслов, творческие мастерские, студии, школы искусств и другие объединения, способствующие воспитанию творческой личности, ранней предпрофессиональной ориентации и самоопределению ребенка, получению обучающимися основ будущего профессионального образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Развитие творческой личности – есть бесконечный процесс зарождения новых возможностей и превращения их в реальную действительность. Дополнительное образование детей – это неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.

Дополнительное образование детей можно охарактеризовать как сферу, объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и развитие личности ребенка.

Творчество – это форма самореализации личности ; это возможность выразить свое особое, неповторимое отношение к миру. В данной ситуации родители, учителя, педагоги учреждений дополнительного образования должны помочь ребенку « раскрыться», проявить свои лучшие качества, максимально реализовать потенциальные возможности. Поэтому тема творческого развития личности школьника считается актуальной в наше время экономического прогресса науки и техники.

Творчество, как процесс познания, лучше осуществляется через взаимосвязь поэзии, живописи, музыки, танцев, которые по своей природе должны развивать все стороны творческой личности : воображение, интуицию, эстетический вкус и эмоциональную сферу, художественное мышление, целостный охват явлений и способность к синтезу. Именно такой фундамент развития закладывается в школьном возрасте в процессе творческой деятельности. Базой воспитания и обучения, способствующей развитию и формированию такой личности, являются учреждения дополнительного образования и воспитания.

Целью воспитания молодежи в УДО является формирование разносторонней, нравственно зрелой, творческой личности. Учителям, родителям, педагогам учреждений дополнительного образования необходимо помнить, что каждый ребенок талантлив и неповторим по-своему, только надо вовремя заметить, поддержать и в процессе воспитания, развить ростки детской творческой одаренности.

Принципиальное отличие дополнительного образования от общего заключается в том, что благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности из цели обучения в средство развития способностей учащихся - познавательных, личностных, духовно – нравственных. Целью в этом случае становится создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся возможность проявить заложенное в нем от природы творческое начало, т. е. обрести способность быть творческим субъектом своего развития.

Полноценная личность не может вырасти только на обязанностях, она должна формироваться на личных досуговых интересах. Такая деятельность связана с положительными эмоциями и именно поэтому развивает способности, то есть оригинальность. Это можно отнести как к творческому продуцированию оригинальных идей, так и к их творческой разработке

ВЫВОД:

Таким образом, учреждения дополнительного образования направляют деятельность ребенка на развитие, с одной стороны творческого мышления с опорой на логическое, и с другой стороны связано с воображением, оригинальностью и разнообразием идей.

Педагогическая ценность таких учреждений состоит в том, что они создают условия для самореализации творческого потенциала личности, гибко реагируют на изменения в потребностях и запросах детей и родителей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

-Алиева Л.В. Детские общественные объединения в воспитательном пространстве социума. //Педагогика – 2000//

-Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования : от традиционной педагогики к педагогике развития. //Внешкольник – 1997 //

- Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. // Просвещение -1998 //

- Бруднов А.А. Внешкольное дополнительное образование – насущное веление времени : проблемы, поиски, решения. //Воспитание школьников – 1992 //

- Бруднов А.А. Развитие дополнительного образования детей в условиях общеобразовательных учреждениях //Воспитание школьников – 1995 //

- Бутрим Г.А. Внешкольным учреждениям - должное внимание. //Проблемы воспитания – 1996 //

-Сущенко Т.И. Внешкольный педагогический процесс как феномен воспитания творческой личности. //Проблемы воспитания – 1996 //