Вы здесь: Главная → Значение первоначальных навыков в процессе пианистического развития

Значение первоначальных навыков в процессе пианистического развития

 

Детская школа искусств

г. Егорьевск


 

Методическая разработка на тему:

 

«Значение первоначальных навыков в процессе пианистического развития»

 

Преподаватель по классу фортепиано Левченко Марина Михайловна 

   2012 год

 

 

 «Обучение игре на фортепиано я рассматриваю как благодеяние для человека»

                       А.Г.Рубинштейн

 

Начальное обучение юных пианистов - удивительно живой, творческий и очень индивидуальный процесс. В этот период дети впервые знакомятся с музыкой, учатся её понимать, формируется их вкус, музыкальные представления, они получают первоначальные навыки игры. С самого начала занятий важно вызвать у детей интерес к музыке, постараться, чтобы ученик полюбил музыку. Первая встреча с учеником - ответственный момент для педагога. Умение создать простую, доброжелательную обстановку, сделать так, чтобы ребенок почувствовал расположение к себе, привлечь его симпатии - вот что важно для первого контакта.

Начальный период обучения наиболее важен и труден. Во многих музыкальных школах дети начинают своё знакомство с музыкой и инструментом в 5-6 лет, то есть до поступления в общеобразовательную школу. Значит педагог-музыкант – это первый учитель в жизни ребенка. Он призван открыть ребенку мир звуков, познакомить с инструментом и его возможностями. Он обязан уметь раскрыть способности каждого ребенка и его творческую индивидуальность, воспитать потребность в общении с музыкой, желание узнать и услышать как можно больше обо всех видах искусства. Каждый урок должен приносить ребенку радость общения с педагогом, с музыкой, которую он услышит или исполнит сам. Крупнейший польский пианист и педагог Иосиф Гофман писал в своей книге «Фортепианная игра», что начало-это дело такой огромной важности, где хорошо только все самое лучшее.

Среди обилия решаемых задач важно не упустить основную - в этот ответственный период не только сохранить любовь к музыке, но и развить интерес к музыкальным занятиям. Это зависит от многих условий, среди которых немаловажную роль играет личность педагога и его контакт с учеником. Ведь в течение какого-то времени (чем большего, тем лучше) учитель для малыша становится самым большим авторитетом, олицетворением идеального музыканта и человека. Ученик верит учителю и через него еще больше любит музыку. Если учитель, показывая простую песенку, сам поддается ее обаянию и умеет воодушевиться ее настроением, ему легче передать это настроение и воодушевление ученику. Протянув эти невидимые нити и пробудив в ученике ответные струны, педагог создаёт условия для развития ярких музыкальных впечатлений, то есть для работы над художественным образом.

Повторюсь, занятия с учеником - это творческий процесс. Всё, чему мы хотим научить, следует не диктовать, а совместно как бы заново открывать, включая ученика в активную работу. Умело пользуясь этим методом, можно самые элементарные задачи сделать интересными и волнующими. Иногда мы недооцениваем способности ребенка мыслить и понимать и, желая подделаться под него, впадаем в фальшивый примитивный тон. Дети моментально чувствуют эту фальшь. Она их оскорбляет и отталкивает. Бесцельно тогда стараться пробудить у ребенка какие-либо музыкальные ощущения и настроения, ибо всё его внимание поглощено неправильно взятым тоном и закрыто для восприятия чего-либо другого. Также неправильно разговаривать с ребенком в духе безоговорочного приказа, строгого беспрекословного подчинения. При таком подходе основным состоянием ученика на уроке будет страх и скованность, боязнь сделать то, что не понравится педагогу. Естественно, что и в этом случае трудно будет заинтересовать музыкальными задачами. Ребёнок должен почувствовать, что учитель разговаривает с ним как с равным. Тогда ученик испытывает доверие к учителю и у него появляется чувство ответственности, стремление оправдать это доверие. Так создается почва для того, чтобы заинтересовать ученика музыкальными уроками.

Не следует часто подчеркивать ученику его недостатки, например, внушать ему, что он  ленивый. В данном случае внушение - опасный метод, которым лучше пользоваться для воспитания положительных сторон. Педагог обязан найти у ученика эти стороны (пусть самые незначительные) и в своей работе опираться на них, поощрять их и развивать. Это не значит, что на недостатки можно закрыть глаза. Наоборот, с ними нужно активно бороться. Однако они, как всё плохое, виднее, понятнее и острее ощутимы на фоне чего-то хорошего.

Начало, как правило, во многом определяет дальнейший ход урока. Например, начав свои замечания примерно так: « Мне очень понравилось, как у тебя прозвучало это упражнение. А ну-ка, сыграй его ещё раз»,- педагог создаёт условия для более плодотворной работы, нежели если он скажет: «Опять ты не выполнил задание. Ты просто ленивый ученик и бездельник». Конечно, констатировать отрицательные моменты зачастую легче, чем найти положительные. Но исправить плохое, не найдя в ученике ничего хорошего, значительно труднее. Поэтому найти правильный тон, создать соответствующую атмосферу - это значит обеспечить успешное проведение урока.

Разговаривая с учеником на равных, в то же время нельзя забывать, что перед нами ребёнок, а ребёнку свойственно конкретное мышление. Поэтому каждая музыкальная задача должна быть выражена непосредственно в звуке, темпе, ритме и соответствующих игровых приемах. Говорить лучше меньше. Но сказанное должно быть ясным, конкретным и метким. Решая с учеником самую узкую задачу, учитель не имеет права узко мыслить и превращаться в ремесленника. Опыт и стаж педагога не должны приводить к раз навсегда найденным и ко всем одинаково применяемым догмам, к шаблонам в обучении. Система, включающая в себя основные принципы и главные задачи обучения, должна быть незыблемой. Методика же, определяющая пути к практическому решению этих задач, может быть разной. Чем опытнее педагог, тем больше он видит путей для различных индивидуальностей.

Знакомство с музыкой, первые уроки с педагогом очень ответственны. Важно суметь создать непринужденную обстановку, чтобы ребёнок полностью раскрылся. Начиная занятия с маленькими детьми, прежде всего надо стараться не отпугнуть их чем-то слишком серьёзным, что может показаться им утомительным и скучным. Для этой цели нужно создать ассоциации со всем, что им привычно и приятно. В своей работе с детьми всевозможные наглядные пособия: красочные карточки с музыкальными заданиями, закладки-клавиши, игрушки, детские музыкальные инструменты, музыкальное лото, и. т. д. Одна из особенностей психики детей этого возраста состоит в неумении надолго сосредоточиться на одном и том же. Учитывая это, педагог должен разнообразить формы подачи изучаемого материала. Вот что писал один из величайших педагогов прошлого К.Ушинский: ” …чем меньше ребенок, тем менее способен он к постоянству деятельности в каком-нибудь одном направлении… Сама перемена занятий действует на ребёнка лучше даже полного отдыха… Чем разнообразнее будет ваш урок и чем разнообразнее деятельности, которые вы требуете от детей, тем более вы успеете сделать.” Наиболее целесообразен урок, состоящий из нескольких частей, связанных общей целью: увлечь ребёнка, вызвать в нем желание активно участвовать во всём, что  делается на уроке, будь то воспроизведение знакомой мелодии на инструменте, узнавание раннее услышанной музыки или знакомство с новой, упражнения на развитие слуха, памяти, координации движения рук, первые опыты собственного творчества .Слишком расчетливый, рациональный подход к обучению может погасить инициативу ребёнка, помешать развитию творческих возможностей, лишить ребёнка радости от знакомства с новым для него предметом., что начало-это дело такой огромной важности, где хорошо только все самое лучшее.

Среди обилия решаемых задач важно не упустить основную - в этот ответственный период не только сохранить любовь к музыке, но и развить интерес к музыкальным занятиям. Это зависит от многих условий, среди которых немаловажную роль играет личность педагога и его контакт с учеником. Ведь в течение какого-то времени (чем большего, тем лучше) учитель для малыша становится самым большим авторитетом, олицетворением идеального музыканта и человека. Ученик верит учителю и через него еще больше любит музыку. Если учитель, показывая простую песенку, сам поддается ее обаянию и умеет воодушевиться ее настроением, ему легче передать это настроение и воодушевление ученику. Протянув эти невидимые нити и пробудив в ученике ответные струны, педагог создаёт условия для развития ярких музыкальных впечатлений, то есть для работы над художественным образом.

Повторюсь, занятия с учеником - это творческий процесс. Всё, чему мы хотим научить, следует не диктовать, а совместно как бы заново открывать, включая ученика в активную работу. Умело пользуясь этим методом, можно самые элементарные задачи сделать интересными и волнующими. Иногда мы недооцениваем способности ребенка мыслить и понимать и, желая подделаться под него, впадаем в фальшивый примитивный тон. Дети моментально чувствуют эту фальшь. Она их оскорбляет и отталкивает. Бесцельно тогда стараться пробудить у ребенка какие-либо музыкальные ощущения и настроения, ибо всё его внимание поглощено неправильно взятым тоном и закрыто для восприятия чего-либо другого. Также неправильно разговаривать с ребенком в духе безоговорочного приказа, строгого беспрекословного подчинения. При таком подходе основным состоянием ученика на уроке будет страх и скованность, боязнь сделать то, что не понравится педагогу. Естественно, что и в этом случае трудно будет заинтересовать музыкальными задачами. Ребёнок

Не следует часто подчеркивать ученику его недостатки, например, внушать ему, что он  

Начало, как правило, во многом определяет дальнейший ход урока. Например, начав свои замечания примерно так: «

Разговаривая с учеником на равных, в то же время нельзя забывать, что перед нами ребёнок, а ребёнку свойственно конкретное мышление. Поэтому каждая музыкальная задача должна быть выражена непосредственно в звуке, темпе, ритме и соответствующих игровых приемах. Говорить лучше меньше. Но сказанное должно быть ясным, конкретным и метким. Решая с учеником самую узкую задачу, учитель не имеет права узко мыслить и превращаться в ремесленника. Опыт и стаж педагога не должны приводить к раз навсегда найденным и ко всем одинаково применяемым догмам, к шаблонам в обучении. Система, включающая в себя основные принципы и главные задачи обучения, должна быть незыблемой. Методика же, определяющая пути к практическому решению этих задач, может быть разной. Чем опытнее педагог, тем больше он видит путей для различных индивидуальностей.

Знакомство с музыкой, первые уроки с педагогом очень ответственны. Важно суметь создать непринужденную обстановку,

Начальное обучение ученика следует развивать по основным музыкальным направлениям:

·     Гимнастика. Постановка рук.

·     Знакомство с клавиатурой.

·     Развитие музыкальной памяти, музыкального и эстетического вкуса ученика.

·     Развитие музыкального слуха.

·     Развитие чувства ритма.

·     Подбор по слуху. Сочинительство.

 

Гимнастика, постановка рук – важный элемент в работе с детьми. Очень часто дети приходят в класс с напряженными мышцами спины и шеи, многие из них в течение долгого времени не могут полностью расслабиться, освободиться от зажатости. При знакомстве с ребёнком нужно проверить, нет ли у него нарушений в опорно-двигательной системе, обратить внимание на осанку. Для этого есть простой способ: попросить его свести лопатки к позвоночнику, чтобы образовалась кожная складка. Если эта складка ровная, значит признаков искривления позвоночника нет. Особенно важно проследить за тем, чтобы не появились признаки сколиоза в то время, когда ребёнок начнет заниматься за инструментом. Когда ученик уже сел за инструмент, контроль и внимание должны быть направлены на выявлении какого-либо неудобства, чтобы в дальнейшем не возникли более сложные проблемы, вплоть до профессиональных заболеваний.

В своей работе я использую различные упражнения, которые помогают ученику подготовить мышечный аппарат для игры на фортепиано. Опишу упражнения, наиболее часто использующие мною в работе с детьми.

 

Упражнение «Лебедь»

Встать прямо, красиво. Поднять руки на уровне плеч, кисти сделать округлой формы. Выполнять плавные вращательные движения, изображая крылья лебедя. Вращательные движения сначала делаем одной рукой, затем - другой, потом исполняем упражнение двумя руками вместе.

 

Упражнение «Качели»

Ученик немного наклоняется вперед, опускает руки. Теперь представляем, что это не руки, а качели, и на них качаются маленькие игрушки (киндер-сюрпризы). Дети с удовольствием исполняют это упражнение. Руки при выполнении этого упражнения очень быстро освобождаются.

 

Упражнение «Фонтан»

Теперь изображаем фонтан. Ребёнок сразу вспоминает, как он выглядит. Утром фонтан “просыпается” – руки поднимаем вверх, “льется водичка”- шевелим всеми пальчиками, наступает вечер, ”фонтан постепенно засыпает”- сначала опускаем пальчики, потом - кисть, запястье и всю руку. Упражнение направлено на постепенное расслабление рук.

 

Упражнение «Палочка»

Спина прогнута. Руки свободно лежат на гимнастической палке, которая находится за спиной в подмышечных впадинах. Ребёнок вращает туловище в разные стороны, не напрягая при этом руки. Упражнение помогает держать прямо спину, предотвращает сколиоз и зажатость рук в локтевых суставах.

 

Упражнение «Мельница»

Руки и тело свободны. Начинаем делать вращательные движения руками в области плечевых суставов, правой и левой руками попеременно и вместе. Упражнение направлено на снятие зажимов в плечевых суставах.

 Коротко перечислю ряд упражнений, которые помогают правильно сформировать игровой аппарат ребенка. 

 

Упражнение «Петушок»

Руки - на талии. Вращение руками назад, вперед.

 

Упражнение «Гора с плеч»

Поднять плечи на некоторое время, резко опустить их, почувствовать свободу в спине.

 

Упражнение «Муравьи»

Пошевелить всеми пальчиками, не вытягивая их.

 

Упражнение «Кукла-Неваляшка»

Выполняется за инструментом. Сесть правильно. Выполнить вращательные движения вправо, влево.

 

Упражнение «Маятник».

Наклоны к инструменту и от него.

 

Упражнение «Шейка»

Небольшие плавные круговые движения головой.

 

Все дети, которые пришли учиться игре на фортепиано, уже на первом уроке мечтают прикоснуться к клавишам. Не стоит откладывать этот радостный момент. Но надо помнить, что он очень важен. Вот как это происходит на моих уроках. Сначала происходит знакомство с инструментом. Я рассказываю, что нас окружает множество звуков: дома, на улице, в лесу и в поле. Но это не музыкальные звуки. Настоящие музыкальные звуки “живут” в музыкальных инструментах. А звучать они начинают тогда, когда на них играют музыканты. Выясняем, почему наш инструмент называется фортепиано. Потому что он может звучать громко-форте и пиано - тихо. Далее играю несколько пьес, прошу определить, как прозвучала музыка, форте или пиано? Рассказ о рождении фортепиано продолжает знакомство с инструментом, обязательно заглядываем внутрь, смотрим механизм, детям это очень нравится. На маленьких детей вид механизма фортепиано производит сильное впечатление. Следует показать, что при нажиме клавиши звучат сразу три струны, которые к этой клавише относятся и настроены одинаково (в унисон). Находящийся внизу молоточек подскакивает и снизу ударяет по струнам, заставляя их вибрировать и тем самым - звучать.

И вот ребёнок, наконец-то, готовится к первым прикосновениям с фортепиано. Необходимо обратить внимание ученика на правильную посадку. Корпус должен иметь две точки опоры (на сиденье и на ноги). Если ноги ребёнка, сидящего за инструментом, не достают до пола, то обязательно под них нужна подставка. Высота сидения определяется положением локтя (он должен находиться чуть выше уровня клавиатуры). Спина прямая, с небольшим наклоном вперед. Затем мы учимся взять первый звук.

В этот период перед педагогом стоит ответственная и решающая задача: ”создать” руки ребенка. С первого прикосновения к клавишам необходимо сделать их гибкими, свободными, естественными. В этой работе каждый педагог должен проявить искусство, изобретательность. Ребёнок должен понять, что руки могут “говорить”, извлекая звуки и громко, и тихо, и нежно, и сердито, и певуче, и резко.

 

Упражнение «Построим домик»

Ученик “строит домик” на клавиатуре. Рука-это “подъёмный кран”. Груз для строительства прикреплён на кончиках пальцев. Пальцы вытягивать нельзя, можно уронить груз. Чтобы ощутить округлое положение кисти, необходимо дать ученику подержать маленький мячик. Ученик медленно поднимает локоть, запястье, всю руку и ставит собранную кисть на клавиатуру - “ дом построен”. Теперь смотрим, какой у нас получился домик. Стены у домика должны быть высокими (1,5пальцы), с приоткрытыми окошечками (расстояния между 2,3,4,5 пальцами) и большой дверцей (расстояние между 1 и 2 пальцами). В таком домике с большим удовольствием будет жить маленькая игрушка (киндер-сюрприз).

 

Упражнение «Кольцо»

Чтобы ребёнку было интереснее выполнять упражнения, мы придумываем маленькие стихотворения:

 

Я кольцо нарисовала

И красиво заиграла.

 

Изображаем кольцо (приоткрытое) из пальчиков (1,2),(1,3),(1,4),(1.5).К клавишам прикасаемся 2,3.4,5 пальчиками, следим, чтобы 1палец был невытянутым, рука - свободная и гибкая. Упражнение выполняем отдельно правой и левой руками.

 

Первые упражнения играем «нон легато». Сначала ребёнок играет упражнения 3 пальцем, затем – 2, 4 пальцами, потом – 5 , 1. При игре «нон легато» важно следить за точностью опускания конца пальца, его погружение в клавиши. Все упражнения исполняем в медленном темпе, учимся извлекать полный красивый звук. Чтобы избежать “ударности” при игре на фортепиано, в своих объяснениях необходимо говорить ученику, что фортепиано “поет”, а пальцы “погружаются”, ”мягко падают”, “окунаются”, но никогда не “ударяют” по клавишам.

 

Упражнение «Волна»

Гибкие и плавные движения руки изображают волну. Упражнение играем на черных клавишах. Игра на черных клавишах очень полезна. Кисть всегда находится в правильном положении, не опускается. Пальцы становятся более цепкими, так как на черные клавиши попасть сложнее.

Упражнение выполняем с подтекстовкой:

 

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

 

Упражнение «Змейка»

Упражнение выполняем со словами:

         

Змейка по траве ползёт

Здесь она давно живёт.

 

          Обращаю внимание ученика на то, чтобы рука была такой же гибкой и эластичной, как змейка.

 

Упражнение «Радуга»

К этому упражнению подходит стихотворение:

         

Ой, ты, радуга - дуга

Под тобой лежат луга

В небе ты повисла,

Словно коромысло.

 

Ученик играет упражнение сначала правой рукой, затем - левой. Обязательно рисуем радугу, тогда сразу понятно, какой должна быть рука вовремя игры этого упражнения.

 

Упражнение «Зоопарк»

Изображаем животных. Ученик пробует играть интервалы двумя пальцами.

Секунда(1,2)-лягушка

Терция(1,3)-зайчик

Кварта(1,4)-слон

Квинта(1,5)-верблюд

Упражнение формирует правильное положение запястья на клавишах.

 

Знакомство с клавиатурой.

Знакомство с клавиатурой происходит параллельно с игрой простейших песенок, исполняемых «нон легато».

С помощью красочных закладок учим расположение клавиш. До, Ре, Ми. Закладки должны быть определенного цвета, это помогает быстрому запоминанию расположения клавиш. Закладок каждой клавиши должно быть несколько, чтобы ученик мог найти нужную клавишу в любой октаве .

 

Песенка «До, Ре, Ми»:

Я иду и пою

До, Ре, Ми

Ми, Ре, До

 

Определяем, что здесь есть долгие и короткие звуки. Записываем ритмический рисунок, прохлопываем его. Поём песенку. Теперь пробуем играть её. Ученик исполняет песенку в медленном темпе 3 пальчиком правой рукой, потом левой. Обычно дети очень рады тому, что  уже на первых уроках они умеют немножко играть.

 

Песенка «Соль, Ля»:

Соль, Ля, Соль, Ля

Мы - весёлые друзья.

 

Песенка «Фа, Си»:

Фа, Си, Фа, Си

Даша с Машей попляши.

 

Слова дети придумывают часто сами, и от этого процесс запоминания клавиш происходит интересно и быстро.

Когда этот материал хорошо выучен, переходим к освоению октав. Используем красочную закладку-октаву. Над  каждой октавой закрепляем карточки с изображением животных, которые подходят по тембру и высоте к определённой октаве. И тогда скучное заучивание названий и расположения октав превращается в увлекательное занятие. Ученики легко находят, например, клавишу «Ми» в октаве «Медведь» и помещают на неё закладку.

В 5, 6 лет ещё не все дети могут читать, но все  любят рисовать. Я своих учеников прошу всегда приносить на урок цветные карандаши. Многие упражнения мы оформляем при помощи рисунков. Например, к упражнению «Змейка» мы рисуем симпатичную змейку, к упражнению «Радуга» - рисуем радугу. Такая тетрадь помогает ученику самостоятельно работать дома.

 

 

Развитие музыкальной памяти, музыкального и эстетического вкуса ученика.

 «Запоминание - это осмысление. И ни один

хороший музыкант не может обойтись

без этого»

                                    Л. Маккиннон

 

Развитие музыкальной памяти, формирование музыкального и эстетического вкуса ученика - важнейшие задачи для педагога. Очень полезны здесь так называемые «Музыкальные загадки». Для загадок я выбираю произведения с конкретным ярким образом, наиболее близким и понятным ребёнку в этом возрасте. Всем моим маленьким ученикам очень нравится музыкальная сказка «Кот в сапогах», (композитор С.Соснин). Дети с удовольствием слушают пьесы из этой сказки. Каждая пьеска имеет своё название, например: ”Кот в сапогах”, “Обед короля”, “Марш мышей”, “Охота”, “Замок людоеда”. На каждом уроке слушаем две новые пьесы и пьесы, услышанные ранее. Обсуждаем подробно как музыка “рассказывает сказку”.  В сборнике – 20 пьес, и когда вся сказка ” рассказана”, дети легко узнают любую пьесу из этого сборника. После этой сказки переходим к слушанию произведений других композиторов. Вот примерный перечень произведений:    

Бунин Р. - “Дятел”, “Ёлочка”

Витлин В. - “Страшилище”

Галынин Г. - “Зайчик”

Блок В. - “Солдатики”, “Матрешки”

Жилинский А. - “Мышки”, Дятел и кукушка”

Музафаров М. - “Котёнок”, ” Игра в мяч”

Берлин Б. - “Марширующие поросята”

Гнесина Е. - “Волчёк”, ”Хромая лошадка”

Майкапар С. - “Мотылёк”, ”Росинки”

Гладков А. - “Сказка”, ”Маленькая танцовщица”

Кабалевский Д. - “Клоуны”, ”Ёжик”

Гедике А. - “Гроза”, ”Слоны в Индии”

Раманис Г. - “Часы”

Антюфеев Б. - “Дождик”, ”Говорящая кукла”, “ Кот”

Роулей А. - “В стране гномов”

Свиридов Г. - “Колдун”, ”Дождик”

Голубев Е. - “Колыбельная”, ”Игра в мяч”

Стоянов В. - “Снежинки”, ”Старинные часы”, ”В цирке”

Губайдуллина С. - “Дюймовочка”

Кюи Ц. - “Куколки”

Кондратьев В. - “На лужайке”

Cигмейстер А. - “Железная дорога”

Степшина С. - “Волк и заяц”

Прослушав с учеником выбранное произведение, я рассказываю о воплощенном в нем образе, стараюсь вовлечь ученика в обсуждение прослушанной музыки, объясняя, почему именно такие средства (звук, темп, динамика, штрихи) выбраны композитором для создания данного образа, чем достигается полное его соответствие музыке. Стараюсь принести на урок картинку к прослушанному произведению или прошу самого ребёнка нарисовать рисунок. Обычно дети делают это с удовольствием.

При этом они убеждаются, как беспредельны возможности музыки: звуками, оказывается, можно в воображении изобразить и тяжелую поступь слонов («Слоны в Индии» А. Гедике), и хлопотливую курочку («Курочка» Т. Ломовой), и колючего ёжика («Ёжик» Д. Кабалевского). Но музыкой можно передать и различные настроения: печаль и радость, нежность и суровость, упрямство и мягкость, бодрость, веселье, тревогу и многое другое.

Играть предлагаемые ученику произведения надо предельно выразительно, обращая внимание детей на следующее:

1.       Как изложена мелодия (поступенно или скачками), в верхнем или нижнем регистре она звучит, каков её характер;

2.       Меняется ли лад, регистры, темп, есть ли повторения;

3.       Что будет, если сыграть данное произведение в другом регистре - изменится ли при этом образ и как?

4.       Как сидит педагог за инструментом. Какого его положение рук, ног, спины; как действуют его пальцы, и какой получается звук. (Подражание в данном случае очень полезно.)

Музыкальные «загадки» развивают музыкальное мышление и обогащают детское восприятие, а желание услышать новую музыку постепенно превратится в потребность самостоятельного знакомства с творчеством разных композиторов.

По мере общего и музыкального развития ребёнка и расширения его музыкальной памяти, можно познакомить его с творчеством П. Чайковского, Р. Шумана, Э. Грига, С. Прокофьева и других великих композиторов. Рассказать о личности композитора, его эпохи, стране, в которой он жил или живет.

Выдающийся русский педагог В.А. Сухомлинский так писал в своей книге «Сердце отдаю детям»:

«Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков - важное средство нравственного воспитания человека, источник благородства и чистоты души».

               

Развитие музыкального слуха

 

«Развитие слуха - это самое главное»

                                              Р.Шуман

 

Для развития музыкальных способностей необходимо научить ребёнка эмоциональному отношению к музыкальным произведениям, умение осмыслить их содержание, почувствовать характер, отличительные особенности, т. е. уметь слушать и слышать.

Развитие слуха, звуковысотного, гармонического, мелодического, развитие ощущение лада - важнейшие задачи в работе с маленькими учениками.

 Необходимо уделять значительное время слуховому развитию детей. От предварительного формирования музыкально-слуховых представлений юного пианиста к последующей реализации музыкального образа за инструментом - таков важнейший принцип, которым должен руководствоваться педагог с первых дней занятий. Главной задачей преподавателя в этот период является комплексное развитие способностей ребёнка, привитие навыков слушания и анализа музыки, запоминания мелодий и воспроизведение их голосом. Для осуществления этих задач, по словам Д. Кабалевского, нужно «найти принципы, методы и приемы, которые помогли бы увлечь детей, заинтересовать их музыкой. Приблизить к ним это прекрасное искусство, таящее в себе неизмеримые возможности духовного обогащения человека».

Самый доступный для детей способ активного приобщения к музыке -  пение. Собственное исполнение музыкального произведения делает его эстетическое воздействие более непосредственным и глубоким. При пении вырабатывается тесная связь между голосовым и слуховым аппаратами, развивается мелодический слух и музыкальное мышление. Чтобы выразительно интонировать не только распевную, но и речевую мелодию, ребенок на первых же уроках должен с помощью педагога научиться слышать фортепианный звук, естественно затихающий и исчезающий, вслушиваться в “жизнь” музыкального звука от его возникновения до полного исчезновения. Казалось бы, короткая “жизнь”? Но сколько здесь, особенно внутри звуковой линии, разных оттенков: то взятый чуть  сильнее да еще в среднем или нижнем регистрах, звук долго-долго тянется; то почти мгновенно улетучивается; то несмотря на угасание, при связной игре пластично переходит в другой; то в сфере отрывистой игры быстро или относительно быстро пропадает.

Для того,  чтобы ребёнок научился внимательно слушать музыку, чисто интонировать, для развития мелодического слуха полезны следующие задания:

1.       Повторить спетый или сыгранный звук.

2.       Подстроиться к звучащему звуку и спеть его.

3.       Пение песен-прибауток на одном звуке.

4.       Пение песен на двух, трёх и. т. д. звуках.

5.       Игра «Слуховые загадки». Ученик не смотрит на клавиатуру, внимательно слушает звук, интонирует его. Смотрит на клавиатуру и из предложенных ему звуков отгадывает исполненный ранее звук.

Для развития звуковысотного слуха помогают следующие пособия и упражнения:

1. «Музыкальная лесенка» (пособие из спичечных коробков). На лесенке - семь ступенек. Поём песенку по лесенке. Я играю простую песенку, а ученик при помощи маленькой игрушки показывает направление мелодии и поёт её.

2. «Волшебная книжка» (пособие с пуговицами). На страничках книжки нарисован нотный стан. Пуговицы - это ноты (их можно поднимать и опускать на нитях, закреплённых вертикально). Ребёнку предлагается правильно показать движение мелодии.

3. «Чудесный мешочек». Я исполняю музыкальный отрывок в определённой октаве. Ученик должен выбрать из мешочка игрушку, музыка к которой подходит больше всего.

Для развития гармонического слуха полезны следующие задания:

1. Учитель играет несколько звуков. Ученик должен определить верное количество.

2. Предложить пропеть ученику нижний, средний, верхний звук аккорда.

3. Игра «Зоопарк». Используем карточки с изображениями животных. Запоминаем голоса всех животных. Потом учимся правильно их угадывать.

Каждому животному  соответствует определенный интервал:

М 2 - лягушка

Б 2 - кошечка

М 3 - зайчик

Б 3 - кукушка

Ч 4 - слон

Ч 5 - верблюд

М 6 - олень

Б 6 - жираф

М 7 - поросёнок

Б 7 - носорог

Октавия. Уже в самом маленьком возрасте дети знакомятся с ритмом. Родители веселят своего ребенка агуканьем, играют с ним в «ладушки», ребёнок засыпает в колыбельке под ритмичное покачивание. В дальнейшем раскачивание детских качелей, езда на игрушечной лошадке, равномерное нажатие на педали велосипеда - всё это помогает ребёнку ощущать пульс четкого, разбитого на ритмические доли, времени.

Мелодии, с их разнообразными ритмическими рисунками, ребёнок также лучше может воспринять, опираясь на жизненные впечатления. Хорошо пишет об этом Н. Кончаловская в своей «Нотной азбуке»:

Слушай, слушай, различай

Звук короткий и протяжный,

Чувство ритма развивай,

Это очень, очень важно!

                        

Всё вокруг для нас привычно,

Каждый звук для нас не нов.

Но послушай, как ритмично

Ходит маятник часов:

Тик-так! Тик-так!

Тик-так! Тик-так!

                        

Вот суворовцы шагают

По широкой мостовой,

Маршировке помогает

Барабанный чёткий бой.

                        

Ждёт их доблесть, ждёт их слава,

И глядит на них Москва.

Левой… Правой… Левой… Правой…

Раз, два! Раз, два!

Раз, два! Раз, два!

 

Вот несколько практических заданий по этой теме:

1. Развитие чувства ритма у ребёнка полезно начать со слушания музыки. Прошу ученика мне “аккомпанировать”. На уроке всегда есть бубен, барабан, погремушки, колокольчики. Ученик, слушая музыкальный отрывок, выбирает инструмент для аккомпанирования. Прошу простучать пульс музыки (мелкие длительности), затем – метр (сильные доли). Если с этим заданием ребёнок справляется, выполняем следующее задание. Аккомпанемент усложняем, он состоит из определённой ритмической фигуры. Очень полезно самому ребёнку спеть знакомую песню и таким же образом себе аккомпанировать.

2. Записать ритмическую схему отдельных слов, коротеньких стихотворений.

3. Дописать ритмический рисунок знакомой песенки.

4. Простучать ритм предложенного музыкального отрывка разными руками. (Например, долгие звуки - правой рукой, короткие звуки - левой).  

5. На своих уроках я всегда стараюсь использовать разные наглядные пособия (закладки, карточки, лото и. т. д.) Для развития чувства ритма использую карточки с изображением нескольких длительностей. Каждая длительность - это определенное движение, делаем его и проговариваем. Восьмая – «топ», четверть – «хлоп»,  половинная – «присели , встали», целая – «очень мы с тобой устали».

              

Подбор по слуху. Сочинительство.

 

Одной из важнейших задач обучения игре на фортепиано является постепенное приучение ребёнка с первых шагов к самостоятельной работе на инструменте и развитию его творческой инициативы. В процессе работы над музыкальным материалом у ученика накапливается определённая сумма знаний, умений и навыков: развивается слух и чувство ритма, обогащается музыкальная память, вырабатывается хорошая ориентация на клавиатуре, развиваются игровые навыки и, главное, развивается творческое мышление.

Подбор по слуху должен занимать на уроке ведущее место, т. к. развивает все виды слуха, помогает быстрее освоить клавиатуру. Подбор по слуху предшествует игре ученика по нотам. После того, как клавиатура освоена, можно заниматься подбором по слуху.

 Процесс подбирания в первую очередь:

1. Развивает все виды слуха.

2. Развивает координацию слуховых и двигательных навыков.

3. Закрепляет топографию клавиатуры.

4. Подбор по слуху нужен для любительского домашнего музицирования.

Песенный материал для подбора должен быть доступен ученику, простой ритмический рисунок, небольшой объем, удобные тональности. Тематика песен должна быть понятной ребёнку (природа, времена года, животные).

Процесс подбирания должен происходить осмысленно. Сначала необходимо обсуждение. Выяснить, о чем эта песня, какой у неё характер? Надо выучить слова, усвоить ритмический рисунок. Проанализировать, если повторяющие места. Выяснить направление мелодии. Подбирать мелодию надо внимательно, в медленном темпе.

Несколько слов о сочинительстве. Это увлекательнейший процесс. С малышами этим видом музыкальной деятельности можно заниматься с первых месяцев учёбы. Сочинительство помогает понять ученику из чего и как складывается музыка. Вот некоторые задания по этой теме:

1. Сочинить свою историю или придумать сказку к прослушанной музыке.

2. Сочинить на двух звуках мелодию на заданный ритмический рисунок.

3. Сочинить на двух звуках музыку для определенного стихотворения. Например: «Идет бычок, качается, вздыхает на ходу». Проанализировать, какой характер будет у музыки, какой темп, на каком звуке лучше закончить эту пьесу, высоком или низком.

4. Предложить сочинить окончание пьесы. Учитель сочиняет начало пьесы, а ученик - окончание.

Конечно, круг проблем начального обучения достаточно широк, нельзя забывать, что обучение детей - процесс многогранный. Многообразие задач начального обучения, необходимость всё охватить и уложить в рамки урока не должны быть препятствием для успешной работы с учащимися.

В заключительной части своей методической разработки хочу написать несколько полезных советов, которые помогут в работе педагога с маленькими учениками:

1. Наладить контакт с учеником (искреннее отношение к себе дети хорошо понимают).

2. Первые шаги должны быть медленными (спешка, завышенные задачи губительны для ученика).

3. Урок должен увлекать, заинтересовывать ребенка, поэтому задания пусть будут небольшими, но разнообразными.

4. Планировать урок, выбирать объем заданий необходимо для каждого ученика индивидуально. Что хорошо для одного, не подходит другому.

5. Уходя с урока, ученик должен четко знать, как будет работать дома.

6. Следить за регулярными посещениями занятий.

7. Домашние занятия должны быть чётко организованы.

8. Тон, интонация пусть будут бодрыми, оживлёнными, так как даже самый содержательный урок, проведённый в раздражительных интонациях, значительно снижает его ценность (лаской можно добиться больше, чем угрозой).

9. Помнить, что дети младшего возраста не могут долго сосредоточиться на одной проблеме (урок должен быть разнообразным).

10. Дети легко воспринимают и так же легко забывают. «Десять раз одно и то же!» Не раздражаться! Ребёнок не должен чувствовать, что у него ничего не получается.

11. Помнить, что мышление у ребёнка медленное (не торопитесь отвечать за него).

12. Дети ходят играть, но не ходят работать (результаты труда не видны сразу, как в танце, в рисунке). Постепенно приучать сидеть правильно за инструментом. Тут важнейшие стимулы - интерес и поощрение. Всегда видеть, что сделано (даже самое малое), и достижение подчеркнуть.

13. Не добиваться цели на одном конкретном задании. Это долго и скучно. Задания по одной конкретной теме должны быть разнообразными.

14. Увеличивая объём изучаемого материала, не забывать о музыкальном развитии ребёнка. Необходимо слушать музыку. Беседовать о ней, заниматься творчеством.

15. Помнить, что цель начального обучения - не загружать огромным количеством заданий, а заинтересовать ребёнка музыкой.

 

«Я не учитель фортепианной игры,

Я - учитель музыки ».

                                        Г.Г.Нейгауз

 

 

 

В данной методической разработке был использован следующий материал:

1.            Артоболевская А. – Первая встреча с музыкой;

2.            Бахмацкая О. – Здравствуй, малыш!;

3.            Грохотов С. – Как научить играть на рояле;

4.            Тимакин Е. – Воспитание пианиста;

5.            Цыпин Г. – Обучение игре на фортепиано.